Страничка педагога-психолога

Тренинг для педагогов

Кризис трёх лет и как его преодолеть

49 фраз, которые помогут успокоить тревогу у ребенка

«Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту» Консультация для родителей.

Тестовая беседа с ребенком

Маленькие подсказки, которые помогут вам сэкономить немало времени и сил

Консультация для родителей. Вредные привычки или невротические проявления

Консультация для родителей «Польза прогулок и экскурсий с детьми для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения»

Ошибки в воспитании детей

Как рассказать ребенку о войне

Как развивать ребенка дома

Почему ребенок ворует

Как не кричать на ребенка?

Развитие мелкой моторики рук для овладения письмом

Памятка. Готовность ребенка к школе

Консультация для родителей подготовительной группы Кризис 6-7 лет

Вредные привычки у детей. Что с ними делать?

Какой у вас стиль общения и воспитания ребенка

Как справиться с двумя детьми

Почему ребенок не говорит?

Как провести выходной день с ребенком

Взаимоотношения с педагогами (Советы родителям)

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Лето с детьми: 10 правил безопасности

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Игры с песком (презентация)

Консультация для родителей «Учим детей дружить»

Игры для развития мышления ребенка

Как вести себя в конфликтной ситуации: способы решения конфликтов

Проблемы социальной адаптации родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

День мамы. Творческая мастерская по теме «Подарок маме»

Консультация для родителей. Игры для гиперактивных детей.

«Плаксивость ребенка». Рекомендации родителям и воспитателям

Экспресс - советы для родителей по адаптации к детскому саду

Общие правила родительского поведения, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей (Раздаточный материал)

10 важных правил, как воспитать уверенного в себе человека

Повышение роли отца в семье

Психологические притчи

Конспект адаптационно-развивающего занятия в первой младшей группе по теме: «Листопадия»

Как стать оптимистом

Чему родители должны научить своего ребенка

Почему ребенок вырастает эгоистом

«Топает малыш с мамой в детский сад!» (Советы психолога)

Взаимоотношения с педагогами (Советы родителям)

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью

Самообразование «Не поскупимся на одобрение»

5 принципов позитивного воспитания

Как не надо кормить ребенка

Как сделать из мальчика мужчину

10 Правил для работающих родителей


Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад!

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.». Другой вариант: 2В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить».
  2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.

Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
Активнее работает какое-то одно полушарие, чаще левое, логическое.

Правое полушарие мозга отвечает за творческую сторону характера человека:

  • Воображение, мечты. Благодаря правому полушарию среди нас есть творческие личности, которые пишут книги, создают прекрасные картины. С помощью правого полушария мы умеем фантазировать и мечтать.
  • Музыкальные способности и способность воспринимать музыку.
  • Восприятие невербальной информации, то есть благодаря работе правого полушария мы воспринимаем образы и символы.

Левое полушарие мозга отвечает за логику:

  • Аналитика. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ, логику.
  • Математическое мышление.
  • Буквальное понимание слов обеспечивает левое полушарие.
  • Языковые способности, а именно речь, способности к письменности и чтению, запоминанию букв, чисел, и их написанию.
  • Последовательность в обработке информации, то есть во время работы левого полушария информация обрабатывается последовательно, именно благодаря этому мы можем анализировать ту или иную ситуацию.
  • Контроль движения правой половины тела.

 Работа мозга вашего ребенка станет продуктивнее, если будут задействованы оба полушария.


«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» 

К.Д. Ушинский

Кинетический песок - потрясающий развивающий материал и игрушка. Он настолько необычен, притягателен и удивителен, что никого не оставляет равнодушным. С ним можно придумать безграничное число игр. В коррекционной работе со своими детьми его можно успешно использовать в различных направлениях для решения многих задач.

1.Развитие мелкой моторики. Кинетический песок отлично помогает развивать мелкую моторику пальцев рук. Его можно сжимать, тромбовать, тыкать, прихлопывать, защипывать. Можно копать его совком, раскатывать скалкой, пластмассовым катком, резать пластмассовым ножом. Эти действия тренируют микромоторику, захват, учат пользоваться инструментами (вместо совка можно брать ложечки, лопатки). А еще можно разровнять песок и дать пластмассовые формочки. Дети нажимают на перевёрнутые формочки, чтобы получить отпечатки, тем самым тренируя мышцы пальцев. Также можно поиграть в игры «Следопыт» (угадывать, чьи следы), «Прятки», «Слепи фигурку», « Прошагай по дорожке» и т.д.


2. Развитие сенсорного восприятия. Кинетический песок - идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, пропускают сквозь пальцы, мнут его. Песок- приятный на ощупь, нелипкий, сухой и мягкий, немного прохладный. Кинетический песок не застревает под ногтями, не колется. Идеально подходит детям с сенсорной защитой. Игры с песком успокаивают малышей и положительно влияют на умение сосредотачиваться.


7 НЕОБЫЧНЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ (Любящие мамы)


АКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5-5 ЛЕТ #РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ


40 игр для развития мелкой моторики- лучшая подборка


35 игр для детей- во что поиграть с ребёнком дома


5 ИДЕЙ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ (Любящие мамы)


7 фраз, которые нужно говорить ребёнку каждый день (Любящие мамы)


А знаете ли Вы, какое огромное значение для развития ребенка имеют тактильные ощущения? Что развитие мелкой моторики пальцев рук - один из показателей интеллектуального развития ребѐнка. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивляться многообразию окружающей его природы. Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что ствол у одного дерева гладкий, а у другого шершавый, но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус, пока он сам, не потрогает ствол у растущего рядом с домом дерева. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление и свои знания. Тактильные ощущения имеют огромное значение для развития ребенка. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов. Особенно это важно для детей с ОВЗ. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту - кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки - хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики, дети учатся совершать точные координированные движения. Эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе.


Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики. Особый интерес вызывают у детей массаж и игры с тактильными ладошками. Они стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.


Детский сад сегодня - это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира - норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен». Каким будет наше общество, и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка - период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств. Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

В нашем детском саду проходят занятия на тему «Мы разные, но мы дружим». Дети наглядно познают традиции и быт людей разных национальностей, которые живут в нашем, многонациональном крае!


Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять смысл сказки, пережить вместе с героями различные ситуации. Необходимо проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте, попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

Педагог-психолог Ромазова Наталья Владимировна помогает деткам не просто услышать сказку, но и прикоснуться к ней, в самом прямом смысле. Непосредственно же показанная сказка стимулирует внутренний взор детей. Такие занятия - сказки,  развивают навыки общения, любознательность, воображение, формируют представления об объектах окружающего мира.  Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
 Дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным, окружающим  миром. 
В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности. 
В физическом развитии игровые сказочные моменты, народные игры способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма. 
В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями. 
Сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев, моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения, развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так как у малышей часто не получается увидеть пути выхода из эмоционального тупика.


Пластилиновая терапия одно из самых «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы. В настоящее время педагоги-психологи активно используют различные практические инструменты: метафорические карты, песочная терапия, сказкотерапия, арт- терапия и многое другое. Одним из эффективных методов работы с детьми является– пластилиновая терапия. Изучением пластилиновой терапии занимались М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.В. Тарарина и другие.

Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в гармонизации внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Данный вид терапии относится к арт-терапевтическим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и др. Существенным достоинством пластилина является его способность снимать сопротивление ребенка.

Несмотря, на то, что существует стереотип по поводу использования пластилина со взрослыми, данный метод отлично подходит для всех возрастных групп. Причем работа с пластилином возможна как индивидуально, так и в парах и группах.

Стоит помнить, что полученный в ходе пластилиновой терапии продукт воспринимается психологом без оценки и подвергается интерпретации только со стороны испытуемого.

Пластилин – уникальный материал, его можно использовать в сочетании с другими методами психокоррекции и психотерапии. Например, его применение усиливают эффективность песочной терапии, сказкотерапии, мандалотерапии, маскотерапии и других методы работы с подсознанием.

Существует огромное множество психотехник с использованием пластилина: «Самый красивый на свете цветок», «Кувшин и меч», «Пластилиновая композиция», «Тотемный прародитель», «Человечек с характером» и другие. Для примера рассмотрим использование пластилина для создания ресурсного состояния ребенка.

Техника «Талисман»

Цель: Создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.

Инвентарь: разноцветный пластилин.

Возрастные рамки: подопечные  от 4 лет.

 Инструкция: Вспомни пожалуйста сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя какими-то способностями, силой, который помогает или защищает его. Ты бы хотел иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила?

Слепи его!


Для каждого человека  огромное значение имеет развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Начиная со второго года жизни, объектами познания детей становятся окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования.

На занятиях с педагогом – психологом Ромазовой Наталией Владимировной малыш познают разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевают действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.


Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Занятия по развитию ВПФ для детей 1-й младшей группы проходят по системе Марии Монтессори. Деткам предлагается несколько специальных дидактических материалов, в которых требуется сравнить их с другими представленными табличками, из этих предметов надо выстроить сериационные ряды, найти им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.
Практически все детки справились с поставленной задачей. Они с большим интересом изучали таблички, повторяя их названия, и с удовольствием искали пары.


Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции. Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

22 января 2019г, педагог – психолог Ромазова Наталья Владимировна провела  с детьми 1-й младшей группы №14 театрализованную игру « Помоги курочке Рябе».  Дети посмотрели сказку « Курочка Ряба»,  а потом в веселой эстафете соревновались в быстроте и ловкости собирания яиц в корзинку.  Малыши получили огромное удовольствие и массу положительных эмоций!!!


7 декабря в музыкальном зале прошел КВН для подготовительных групп сада. Организатор и ведущая праздника, педагог – психолог Ромазова Наталья Владимировна, подготовила для детей, шесть, не похожих друг на друга заданий. Первый конкурс, творческий. Деткам вместе с воспитателями нужно было, заранее, придумать название команды, эмблему и девиз. Второй конкурс, конкурс на сообразительность. Каждой команде нужно было разгадать загадки, вспомнив героев сказок. Третий конкурс – спортивный. С каждой группы участвовало по шесть смельчаков. Выигрывала та команда, которая быстрее справится с заданием. Четвертый конкурс – логический. Добровольцы с каждой команды, вынимали из корзины геометрическую фигуру и невербально ( т.е, не произнося ни слова, только жестами), объясняли своим командам, что это за фигура и какого она цвета. Пятый конкурс – классификация. По очереди, каждой команде на экране демонстрировались картинки с предметами, задача детей заключалась в том, чтобы назвать предметы одним словом (транспорт, техника, овощи, фрукты, одежда и т. д). Шестой конкурс – внимание. Перед каждой командой располагались карточки с овощами и фруктами. Задание заключалось в том, чтобы выбрать карточки с овощами, которые идут в борщ, каждый участник должен был взять только одну карточку. Перед жюри стояла трудная задача определить победителя игры. Самой «быстрой» была выбрана команда «Лучики» группы № 3. Самая «дружная» стала команда «Улыбки» группы № 2. А самая «интеллектуальная» стала команда «Непоседы» группы № 5. Все команды получили колоссальное удовольствие, море положительных эмоций, а главное грамоты победителей!

СОБЫТИЯ